В помощь потребителю

Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 За нарушение прав потребителей наступает административная ответственность в соответствии со статьями 14.4 – 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности наступает уголовная ответственность согласно статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 Основополагающим актом в области защиты прав потребителей является указанный в оглавлении Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 “О защите прав потребителей”, однако многие аспекты правоотношений с участием потребителя регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Федеральные законы, такие как, например, Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» также направлены на защиту интересов потребителей в области обеспечения качества и безопасности товаров, работ и услуг.

 Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица могут подать заявление, на основании которого по соглашению сторон может быть произведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза, гигиеническая, токсикологическая и иные виды оценок. Подробнее см. приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224.

Судебный порядок удовлетворения законных требований потребителей

Основные положения по данному вопросу регулируют Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 2О защите прав потребителей», глава 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также постановление Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

В случае отказа продавца (изготовителя) удовлетворить требования покупателя о замене товара, исполнении гарантийных обязательств и т.д. покупатель (потребитель товаров, работ, услуг) имеет право на судебную защиту.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации защиту нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляет система российских судов (ст.ст.11, 12 ГК РФ). Иск является основным средством судебной защиты. Требования к оформлению искового заявления содержатся в ст.131 ГПК РФ.

Судебная защита прав потребителей осуществляется с учетом положений ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей»:


– иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда. Также иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (см. пункт 7 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации),


– истцы по искам, связанным с нарушением прав в области защиты прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Потребитель вправе обменять НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ товар надлежащего
качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо комплектации, в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Основные положения по данному вопросу см. в ст. 25 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также см. постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, утвердившее Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Это требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.


snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflake snowflakeWordpress snowstorm powered by nksnow